«Литература ужасов» — одна из самых почтенных и древних
ветвей современной фантастики. Но писать хоррор сегодня так, как это делали
восемьдесят, пятьдесят, тридцать лет назад, невозможно. Копилка классических
сюжетов давным-давно опустела: Говард Лавкрафт и Стивен Кинг, Роберт Блох и
Питер Страуб уже использовали все ходы, лежащие на поверхности, да еще и
кинематографисты подсуетились... Однако для того, чтобы испытать подлинный
ужас, совершенно не обязательно спускаться в мрачные катакомбы у подножия
Хребтов Безумия, читать вслух заклятия из «Некрономикона» в оскверненном храме
или встречаться нос к носу со зловещими мертвецами. Если приглядеться,
становится ясно, что обычная повседневная жизнь дает не меньше «ужасных» тем и
сюжетов. Потому и наблюдается отчетливый дрейф западных «хоррормейкеров» в
направлении реализма, что наглядно демонстрирует антология «Ужасы»,
составленная в 2006 году Стивеном Джонсом.
Пугающее можно увидеть во всем — надо только посмотреть на
привычные явления под особым углом. Вас нервируют украшения, которые
развешивают повсюду перед Рождеством и Новым годом? Читайте «Рождественские
декорации» Рэмси Кэмпбелла. Раздражают разряженные в кожу «готы» с их
навязчивыми суицидальными настроениями и макияжем «под вампира»? Вам адресован
рассказ Лиз Вильямс «Сплошная рыба и Дракула». Производят тягостное впечатление
«рекреационные зоны» для детей, имеющиеся сегодня в каждом уважающем себя
торговом центре? Вы не одиноки: эти чувства разделяют авторы «Игровой комнаты»
Чайны Мьевиля, Эммы Бирчем и Макса Шафера. Приводит в тягостное недоумение
обилие тренингов и семинаров, которые заставляют проходить сотрудников крупных
корпораций? С вашим унынием солидарен Марк Сэмюэлс, создатель «Глипотеха»... Да
что там, — при должной сноровке «хоррор» можно писать на основе даже самого
скромного личного жизненного опыта. Кому из нас не доводилось в детстве с
замиранием сердца забираться в заброшенные дома? Автору рассказа «Куда приходят
ангелы» Адаму Невилу точно приходилось — и он не упустил шанс использовать
детские впечатления в своей новелле. Терри Лэмсли в рассказе «Добро пожаловать
на больничную койку!» обыгрывает подсознательный страх, присущий любому
пациенту, угодившему в руки добрых эскулапов, Тим Пратт в «Чайках» использует
для затравки ненависть простого отдыхающего к разного рода «закрытым пляжам»,
где тусуются надменные vip-ы. А Брайан Ходж в рассказе «Если бы я проснулся
перед смертью» — боязнь беременной женщины потерять ребенка. Достаточно слегка
гиперболизировать реальность, дать понять, что любая фобия имеет под собой
веские основания, и очередной «ужастик» готов.
Особой популярностью пользуется невроз, при котором человеку
кажется, будто самые важные поступки совершает за него кто-то другой: тут
постарались Кэрол Эмшвиллер («Я живу с тобой, и ты не знаешь об этом»),
Элизабет Месси («Пинки»), Роберта Лэннес («Другая семья»)... Пожалуй, самый
забавный объект для своих «бесчеловечных опытов» выбрал Джо Хилл, сын Стивена
Кинга. Многие с подозрением относятся к авторам, сочиняющим литературу ужасов.
Согласитесь — довольно странно, когда нормальный вроде бы человек берется
писать про маньяков, зомби и гигантских крыс-мутантов из канализации. Особенно
если картинка получается реалистичной, яркой и сочной... Сразу хочется спросить
у автора справку из психдиспансера — или, по крайней мере, отсесть от него
подальше. То, что эти подозрения не всегда беспочвенны, и показывает Джо Хилл в
новелле «Бест нью хоррор». Есть, конечно, и исключения — к ним, например,
принадлежат произведения «живых классиков» литературы ужасов Клайва Баркера
(«Рассказ Геккеля») и Брайна Ламли («Порча»). Однако подавляющее большинство
авторов антологии не спешит спускать фантазию с поводка, предпочитая искать
ужасное в обыденном. Точнее всего метод, используемый ими, описал известный
комиксист Гэйхен Уилсон в рассказе «На окраине» — истории художника, которого
считают создателем гениальных мрачно-фантасмагорических полотен, а он
всего-навсего честно изображает то, что видит вокруг себя...
Итог : весьма любопытная и показательная книга для
всех поклонников литературы ужасов. Не секрет, что отечественные читатели по
большей части имеют смутное представление о том, как развивался западный
«хоррор» в последние десять-пятнадцать лет. В России широко известно лишь
несколько громких имен — причем большинство писателей, работающих в этом
направлении, достигли своего творческого пика в восьмидесятых-девяностых.
Антология The Mammoth Book of Beast New Horror дает нам прекрасную возможность
познакомиться с лучшими, по мнению экспертов, образцами жанра и восполнить
наконец кое-какие пробелы в образовании.
|