ужасы
ужасы
Главная страница
жизнь
ужас
стиль
магазин
елена
 
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens

Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922) : Рецензия на фильм "Носферату, симфония ужаса" Признаться, трудновато писать рецензию на фильм почти столетней давности. С одной стороны — великая история, значительное влияние на кино, да и вообще на культуру, образец, которому подражали мастера, на кино которых я вырос. С другой — ну не может по современным меркам немой фильм быть страшным — даже если закадровая музыка к нему, записанная в пятидесятые годы, была подобрана относительно удачно. С какой же точки зрения подходит к фильму? Как оценивать? Я решил поступить просто. Рецензию буду писать "вообще", исходя из своих впечатлений, а стало быть и всех фильмовых регалий. А общую оценку, всё же, буду ставить исходя из реалий сегодняшнего дня — всё-таки мы не в двадцатые годы прошлого века живём, и сравнивать кино надо "как есть". Всяко "Носферату" интереснее "мёртвых дрочеров". Немой чёрно-белый фильм Мурнау — старенькая и облупленная, но от этого не потерявшая своё значение икона жанра ужасов. Это первая в бесконечном ряду экранизаций романа Брэма Стокера о самом знаменитом вампире истории — графе Владе Дракуле. Получить официальные права на экранизацию Мурнау не сумел, поэтому сменил название картины на "Носферату", подправил кое-что в сюжете, и решил, что этого достаточно для того, чтоб фильм был вполне самостоятельным продуктом. Так оно, в общем-то, и оказалось. Даже на замыленный взгляд зрителя двадцать первого века, фильм весьма динамичен. Фабула стройна, и практически нигде не провисает. За весь фильм мне удалось отыскать лишь одну дыру в рассказываемой истории, доставшейся ей от английского происхождения "Дракулы". Состоит она в том, что совершенно непонятно, зачем граф Дракула плывёт из Трансильвании в Бремен (через Чёрное море, Босфор и Дарданеллы, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, Гибралтар, Атлантический океан, Северное море, и, наконец, Балтику), хотя по суше этот путь занимает в несколько раз меньше времени. Но сюжет — не сюжет, если в нём нет ни единой дырки. Художественная постановка фильма — прекрасна. Даже, чёрт возьми, без миллионных бюджетов и компьютерных спецэффектов можно, как показывает Мурнау, снимать стильное кино в ретро-стиле. (Изначально предыдущая фраза планировалась, как шутка, но после того, как я её написал, я понял, что получилась она всерьёз — ведь для современного зрителя ретро в картине получается двойное — двадцатые годы двадцатого века, в которые изображают пятидесятые годы века девятнадцатого). Замок Дракулы, Бремен, костюмы персонажей — всё прекрасно. Немного посмешил меня, правда, чистокровный хохол, в трактире у которого ужинает главный герой по дороге к Дракуле — но, впрочем, из Бремена в Трансильванию вполне можно ехать и через Украину. Актёрская игра в фильме также выше всяких похвал. После буратинизированного пространства "Мёртвых дочерей" на "Носферату" глаз просто отдыхал. Все эмоции, все чувства, все переживания разыгрываются настолько ярко, что хочется верить даже несмотря на феноменальную театральность немого кино. Сцены ужасов — собственно то, ради чего весь фильм и задумывался и чему он посвящён — конечно, не пугают ни одной секунды. Вот уж здесь зритель двадцать первого века сильно отличается от зрителя двадцатых годов века двадцатого. Даже общая канва "пугалок" сегодня принципиально иная: в моде девочки со спутанными волосами, а не здоровенные лысые дядьки. Недаром "Дракула Брэма Стокера", снятый в начале девяностых Копполой, уже изначально не задумывался, как фильм ужасов — скорее, мистическая мелодрама. При этом сами мизансцены, конечно, великолепны. Недаром подъём Дракулы из могилы — рывком, вертикально вверх — стал, пожалуй, самым пизженным кадром всех времён и народов. В целом впечатление следующее. Старенько — да, простенько, как для нашего времени — да, зато очень искренне и совершенно нескучно. (11.02.2007) : Нежить, испытанная временем Смотреть старые фильмы, настолько старые, что даже немые, довольно непросто, и еще сложнее что-то о них писать — нападает немота. Но что касается "Носферату", то здесь дело обстоит попроще. Очевидно, что это в большей степени кино любительское, чем профессиональное, и если сравнивать с отечественным фильмом "Броненосец "Потемкин", снятого примерно в те же года, то отлично отдупляешь, где настоящее кино, а где ученическая поделка. Но "поделка" талантливая. Достаточно всмотреться в фильм, и минут через двадцать отсчет времени заканчивается, исследовательские инстинкты уступают место элементарному любопытству: что будет дальше с жутковатым поначалу Джонатаном Харкером, чьи слащавые ужимки сперва отторгают не меньше отвратительного облика Макса Шрека, а потом вдруг парадоксальным образом очаровывают, и ему начинаешь сопереживать. Множество интересных кадров и находок сопровождают исключительно ясный, последовательный сюжет. Но более всего впечатляет какой-то изысканный аристократизм картины, и особенно Дракулы в исполнении уродливого немецкого графа Шрека, артиста-аматора. Один простой нюанс — удлиненные передние зубы заместо стандартных "троек", — и облик чудовища начинает играть новыми гранями зловещего. Отсутствие звука не только не напрягает, но кажется абсолютно естественным, и поистине недоумеваешь, зачем в кино пришел звук? Напрягает лишь сомнамбулизм Нины. Возникает ощущение общей сомнамбулизации немецкого экспрессионисткого кинематографа, и поскольку фильм погружает в легкий транс, то кажется, будто все поколения, начиная с первой мировой войны, погрузились в плотный гипноз и так и не вышли оттуда. Ушастый и лысый Шрек не очень похож на земноводное, он больше похож на зеленого человечека с планеты Марс, населенной призраками. Он прилетел, чтобы высосать нашу дурную кровь. Благое дело. (12.02.2007) "Носферату" — первый фильм "про дракулу", но все имена персонажей и место действия в нем изменены. Брэм Стокер в титрах не указан, а его вдова добилась того, чтобы все известные копии и негативы фильма уничтожили. Таким образом по миру ходит много самых разных "левых" вариантов фильма. В том, что смотрел я, "Носферату" дракулизирован : Стокер в титрах указан, граф Орлок стал Графом Дракулой, некий профессор с труднопроизносимой немецкой фамилией — Ван Хельсингом, ну и так далее, по тексту. Только с местом действия создатели английских титров ничего поделать не смогли — Бремен остался Бременом. Говорят, экземпляр оригинальной, наиболее полной версии есть у какого-то мифического коллекционера, фаната творчества исполнителя главной роли — Макса Шрека. Самое смешное заключается в том, что вдова Стокера оплошала — она боялась, что киноверсия Мурнау как-то негативно скажется на восприятии массами литнаследия ее покойного мужа, или пёс ее знает, чего она там боялась, но, как бы там ни было, не скучный викторианский роман Стокера, а именно эта лента "раскрутила" образ кровососущего графа и вот уже 85 лет кинематографисты безустально клепают фильмы "про дракулу", наснимав уже более полусотни интерпретаций в различных ж

жизнь | ужас | стиль | магазин | елена
Хостинг от uCoz